ГлавнаяАкции → Лекционный курс «История музыки»

Лекционный курс «История музыки» (12+) Страница события

Информация

ул. Ильинка д. 4
12 сентября 19:00 — 14 ноября 22:00
84956459277
100-300р

Описание

Лекционный курс «История музыки» Дениса Хорова (композитор, ведущий научный сотрудник «Мемориальный музей А.Н. Скрябина», лауреат Международных конкурсов, куратор музыкальных программ, член Союза Московских композиторов и Союза композиторов РФ, выпускник Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского) познакомит слушателей с основными периодами в развитии музыки и знаковыми фигурами композиторского искусства от Средневековья до начала ХХ века, от появления первых композиторов до периода, предвосхитившего новую гармонию с её актуальными музыкальными практиками.

Музыка предстанет как процесс становления, расцвета и перерождения, ход которого подчинен определенным законам как внутреннего, так и внешнего порядка. Каждый из рассмотренных периодов музыки обладает неповторимым своеобразием и множественным индивидуальным решением композиторского гения. На примере творчества великих мастеров и ключевых музыкальных произведений будут разъяснены основные понятия истории музыки: эпоха, стиль, направление, форма, композиция, композиторская школа; показано влияние контекста эпохи на музыкальное искусство, ее политическое и социальное воздействие на процесс рождения музыкального произведения; затронуты религиозно-философские и эстетические аспекты формировавшие основные концепты музыкального искусства.

Расписание:
12 сентября – лекция №1 «Музыкальная культура эпохи Средневековья. Рождение профессионального творчества. Первые композиторы»
Особенности европейской музыкальной культуры в период с IX по XV вв. Корни зарождения профессионального музыкального искусства и его ключевые особенности. Изобретение новых художественных методов и техник. Истоки композиторских школ Средневековья. Творчество Ars antiqua (Школа Нотер-Дам), Ars nova (Филипп де Витри), Ars subtilior (Иоанн Чикония). Появление новых методов фиксации музыки (нотация).

19 сентября – лекция №2 «Возрождение. Музыка Барокко. Новое в теории музыки и исполнительской практике»
Генезис основных музыкальных форм и жанров Возрождения. Теория аффектов в музыке. Теория гармонии Нового времени. Тональность как система музыкального мышления особого типа. Творчество Ж.-Б. Люлли, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперена А. Скарлатти, А. Вивальди. Революционная новизна в теории музыки и исполнительской практике Возрождения.

26 сентября – лекция №3 «Церковное и светское в музыкальном искусстве Европы. Творчество И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, К. Монтеверди»
Между полифонией и гомофонией в музыке. Специфика политического и церковного в музыке. Творчество Иоганна Себастьяна Баха как музыкальное воплощение стиля Барокко. Георг Фридрих Гендель в противостоянии итальянскому искусству, «война» в музыкальной культуре Англии. Клаудио Монтеверди и рождение Оперы.

3 октября – лекция №4 «Классицизм в музыке»
Особенности музыкальной классической формы. Новые музыкальные инструменты. Формирование симфонического оркестра. Дворцовая музыкальная культура. Первые оперные и свободные театры. Фигура композитора в контексте эпохи Просвещения.

10 октября – лекция №5 «Йозеф Гайдн и первые классицисты в музыке»
Музыкальная культура Австрии. Феномен придворного музыканта. Дом Эстерхази. Новая система в музыкальном образовании. Ключевые черты стиля Й. Гайдна. 104 симфонии Й. Гайдна. Изобретение как авторская модель в композиции. Наполеон и смерть композитора.

17 октября – лекция №6 «Вольфганг Амадей Моцарт и культ музыкального гения в европейской культуре»
Культ гения в музыке. Культура музыкального салона. Леопольд Моцарт и менеджмент культуры. Гастроли Моцартов. Борьба за свободу и Венский период. Констанция Моцарт и семья композитора. Оперы Моцарта и их первые театральные воплощения. Неиссякаемая вариантность музыкальных решений как главная черта гениальности. Реквием, мистика и смерть. Жизнь после Моцарта.

24 октября – лекция №7 «Людвиг ван Бетховен и Великая Французская Революция»
Революция и музыка. Композитор – герой. Бетховен как главный идеолог «Венской классической школы». «Второй Моцарт» и домашний террор. Культура музыкальной импровизации как предтече формата сольного концерта. Манифест композиции. Культура меценатства. Хайлигенштадтское завещание и потеря слуха. 9 симфоний Л. Бетховена. Бетховенская фортепианная школа. «Русские» квартеты Л. Бетховена. «Торжественная месса» и смерть. Память и культ.

31 октября – лекция №8 «Романтизм в музыке. Новый герой»
Роман и музыка. Интерпретация понятия «романтизм» и его символика в музыке XIX века. Новый герой. Мировоззрение и темы. Творчество Франца Шуберта, Ференца Листа (Австро-Венгрия), Феликса Мендельсона, Роберта Шумана (Германия), Никколо Паганини (Италия), Жоржа Бизе, Гектора Берлиоза (Франция), Фредерика Шопена (Польша), Эдварда Грига (Норвегия), Яна Сибелиуса (Финляндия). Идея «Чистого искусства». Рождение сольного концерта и актуальных исполнительских практик. Национальные композиторские школы Европы.

7 ноября – лекция №9 «Поздний Романтизм. Смерть и новая жизнь тональности»
Вторая промышленная революция и Долгая депрессия в Западной Европе. Симфонизм как основополагающий тип музыкального мышления. Идеи музыкальной драмы и новый этап в развитии больших жанров (опера, симфония). Творчество Антона Брукнера, Густава Малера, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса. Завершающий этап «классической» тональности и предпосылки к её перерождению. «Новая музыка» как предвестник войны.

14 ноября – лекция №10 «Русская национальная композиторская школа. Русская музыка с середины XVIII до начала XX вв.»
Генезис и эволюция русской музыки. Особенности европейской музыкальной традиции внутри русской культуры. Идея «национального искусства». Борьба с итальянской оперой. Первая консерватория. «Могучая кучка» – основные идеи и реализация национально-эстетических принципов. Формирование «русских» тем в музыке, их истоки и воплощение. Творчество Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Михаила Глинки, Александра Даргомыжский, композиторов «Могучей кучки», Николая Римского-Корсакова, Александра Лядова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина.


Стоимость абонемента на полный курс – 2700 рублей.
Стоимость билета на разовую лекцию – 300 рублей, льготного – 100 рублей.
Билеты можно приобрести в кассе и на сайте http://voxxter.ru/event/3452


d.likhacheva@moscowmanege.ru – координатор программы Дина Лихачева.

Аккредитация прессы: Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com

12+

Фотографии

Фотоотчеты

Похожие события

30
сентября

Лекция Маркуса Поппа «Оваларома: парфюмерия как новая музыка!?» (12+)

30 сентября в Гостином Дворе (площадка Объединения «Манеж) состоится лекция известного электронного музыканта, теоретика, основателя проекта Oval Маркуса Поппа «Оваларома: парфюмерия как новая музыка!?»

Это музыкальная лекция о магии и технологии электронной музыки и ароматов.

Парфюмерия и музыка, по словам автора лекции, имеют много общего в своей структуре. Они точно сконструированы, но довольно абстрактно воспринимаются органами чувств. Над ними работают технические специалисты, но основной эффект от них — эффект эмоциональный. Они разрабатываются по известным законам, но результат в итоге получается абсолютно индивидуальный.

Лекция состоит из двух частей: музыкальной и текстовой. Музыкальная часть станет российской премьерой некоторых композиций с нового, еще не законченного парфюмерного альбома. Это парфюмоцентричные треки Oval, каждый из которых посвящен определенному аромату из коллекции Маркуса Поппа. Текстовая часть состоит из описаний, точных или поэтических, ассоциаций, связанных с тем или иным ароматом. Это, чаще всего, личные мысли автора о местах, состояниях, ситуациях и опыте, так или иначе передающих характер аромата: короткое точное описание парфюма и ассоциации, с ним связанные.
Сочетание музыкальных и парфюмерных конструкций, по словам автора, это новый опыт, который он хотел бы осуществить в ближайшем будущем.

Отзывы

Отзывов пока нет.
Добавить отзыв

Карта